Стояночный тормоз (рис. 2.25) ленточного типа установлен на корпусе раздаточного редуктора. Барабан тормоза смонтирован на валу этого редуктора.
Тормоз предназначен для затормаживания автогрейдера во время стоянки или в аварийных случаях при движении. Пользоваться им при движении не рекомендуется, т.к. он воздействует непосредственно на детали трансмиссии. При затяжке рычага 22, расположенного в кабине автогрейдера, усилие через систему тяг и рычагов передается на рычаг 19, который, поворачиваясь вокруг пальца 18, тянет вверх рычаги 13, связанные с кронштейнами тормозной ленты 1, благодаря чему происходит выбор зазора между барабаном и лентой, таким образом, происходит торможение вращающегося барабана трансмиссии и, следовательно, автогрейдера.
При опущенном рычаге тормоза благодаря пружинам 8 между тормозной лентой и барабаном устанавливается зазор. Пружина 8 предназначена для оттяжки ленты от барабана для обеспечения равномерного зазора между тормозной лентой и барабаном, так как лента под действием собственного веса при отсутствии пружины ложилась бы на барабан, что приводило бы к нагреву при работе. Ход рычага тормоза до полного затормаживания должен соответствовать четырем-пяти зубьям на секторе рычага (определяется по числу щелчков при повороте рычага). При увеличении хода рычага до семи-восьми щелчков тормоз следует отрегулировать.
Регулировку тормоза следует производить при полностью отпущенном рычаге 22 в следующем порядке:
- отвернуть болт 6 и снять стопорную пластину 5;
- отвернуть установочный винт 4, поместить щуп толщиной 1 мм между барабаном и тормозной лентой и зажать щуп указанным винтом так, чтобы его можно было передвигать усилием 19,6-29,4Н (2-3 кгс). После этого вынуть щуп, установить стопорную пластину и завернуть винт;
- свернуть контргайки 11 регулировочных болтов 20, поместив щупы толщиной 1 мм между барабаном и верхним и нижним концами ленты и зажать их, как указано выше. После этого затянуть контргайки и вынуть щупы.